+7 (495) 256-0917
Сходненская ул., д.10
Москва 125363
ПН-ЧТ: 09:30-18:00 ПТ: 9:30-17:00 СБ-ВС: выходной

Строительный подряд

Строительная деятельность, как, впрочем, и любая другая отрасль экономики, имеет свою специфику, накладывающую отпечаток на порядок ведения бухгалтерского и налогового учёта. Главной отличительной чертой строительного бизнеса, от которой во многом зависит сложность ведения учёта, является долгосрочный характер производственного процесса и участие в нём множества хозяйствующих субъектов, которые взаимодействуют между собой на основании договоров строительного подряда, по каждому из которых ведётся учёт доходов, расходов и финансовых результатов.

При выполнении работ по договору строительного подряда застройщик выступает в роли заказчика по отношению к подрядной строительной организации, которая может вести бухгалтерский учёт затрат по нескольким договорам, заключённым с одним застройщиком или несколькими застройщиками, если они заключаются в виде комплексной сделки в рамках одного проекта. Как бы то ни было все затраты должны быть учтены в сметной документации и охватывать любые расходы на строительные и монтажные работы, на приобретение строительных материалов и оборудования, инструмента и инвентаря, использование материальных и трудовых ресурсов, а также любые ожидаемые расходы, связанные со строительством и его финансированием.

Вести учёт доходов, расходов и финансовых результатов в рамках договора строительного подряда весьма непросто, поскольку бывает довольно сложно определить отчётный период, в котором доходы и расходы подрядчика по договору формируют финансовый результат отчётного периода, особенно это касается долгосрочных строительных контрактов со сроком исполнения более одного отчётного года или случаев, когда сроки начала и окончания работ приходятся на разные отчётные годы. Усугубляет ситуацию и различные схемы оплаты стоимости договора, зачастую используемые заказчиками.  

Следует отметить, что доходы по договорам строительного подряда являются доходами организации от обычных видов деятельности, а сумма выручки определяется согласно смете. Однако в процессе строительства сумма выручки может быть изменена за счёт отклонений, претензий или поощрительных платежей. Следовательно, доходы организации, не имеющие прямого отношения к договору, будут рассматриваться как прочие и учитываться отдельно, что должно быть подробно отображено в бухгалтерской отчётности.

Также существует ряд тонкостей при учёте расходов по договорам строительного подряда, которые условно можно поделить на три вида: прямые, косвенные и прочие расходы. Прямые расходы, соответственно, представляют собой фактическую стоимость работ и ожидаемые обязательные расходы, возмещаемые заказчиком, и учитываются либо по мере возникновения, либо с созданием резерва, если величина предвиденных затрат известна заранее. К косвенным расходам относят часть расходов заказчика на конкретный объект, которая учитывается путём распределения в порядке, установленном учётной политикой организации. Что же касается прочих расходов, то они, как правило, не относятся к самому процессу строительства, но обязательны к возмещению заказчиком и учёту в соответствующих документах.

Немаловажным аспектом учёта является и расчёт финансового результата, который напрямую зависит от принятых форм определения дохода, т.е. может рассчитываться по мере выполнения отдельных работ или же по готовности работ в целом. Финансовый результат должен отображать все документально подтверждённые доходы и расходы, поэтому во избежание каких-либо ошибок, здесь важно чётко руководствоваться всеми пунктами договора подряда и сопутствующей документацией, что позволит верно определить сроки проведения работ, их полный перечень и стоимость, а также расходы, которые обязан восполнить заказчик. В бухгалтерском балансе также очень важно детально отобразить разность между суммой выручки, не выставленной к оплате, и величиной начисленной выручки.

Учёт договоров строительного подряда – сложный и трудоёмкий процесс, который лучше доверить профессионалам. Специалисты нашей компании проконсультируют вас по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения строительной деятельности, расскажут об особенностях учёта по долгосрочным и краткосрочным договорам строительного подряда; подскажут, как учитывать НДС по договорам строительного подряда, как составить смету расходов по договору строительного подряда, как правильно отразить в отчётах расходы подрядчика по договору строительного подряда, как правильно оформлять акты приёмки-передачи работ, как определить финансовый результат или как учитывать операции по договору долевого участия в строительстве. Мы ответим на все ваши вопросы!